Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Включить версию для слабовидящих
Сайт ивановского филиала ЧОУ ВО "Институт управления" Ивановский филиал ЧОУ ВО "Институт управления"  






ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Статистика



 

Не зарегистрирован


Подписаться
Вход
Забыли пароль?
Регистрация

 








Новости

26.12.14 Перспективы развития гражданского общества - тема беседы губернатора Павла Алексеевича Конькова с д.и.н., профессором А.А. Федотовым

Лучшие результаты дают инициативы, идущие снизу

Руководство области старается общаться с гражданами напрямую.

В одном из своих выступлений Президент Владимир Путин сказал: «Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита, включая, разумеется, и оппозицию с собственной идеологией, ценностями, а не навязанными тем более из-за рубежа».

Как свидетельствует история России, именно в регионах зарождаются многие начинания, имеющие важность для всей страны. Какими перспективы развития гражданского общества видит региональная власть? Это стало темой разговора губернатора Павла Конькова с доктором исторических наук, профессором Ивановского филиала Института управления Алексеем Федотовым, который мы предлагаем нашим читателям.

Чиновники, не умеющие общаться с людьми, будут искать другую работу

- Павел Алексеевич, сегодня в России существуют два диаметрально противоположных взгляда на саму сущность гражданского общества. Одни считают, что это объединения граждан, борющихся против власти за свои права, другие – что оно объединяет людей, которые думают не только о своих правах, но и об обязанностях, готовых не протестами, а созидательной деятельностью менять реальность вокруг себя. Какой из взглядов ближе вам?

- Полагаю, истина, как всегда, где-то посередине. Если исключить борьбу за свои права, возможность каких-то критических выступлений, то так можно выхолостить саму суть гражданской активности. Ибо где со всех сторон звучит «одобрям-с», там гражданского общества просто-напросто нет. С другой стороны, критика ради критики также сводит на нет смысл гражданских инициатив и объединений. Разумеется, мы взяли курс на развитие гражданского общества именно по той причине, что оно может стать важным фактором созидания, развития страны и ее регионов. Поэтому, безусловно, именно созидательная деятельность, идущая не по указке сверху, а по велению души и сердца, – вот та основа, без которой у гражданского общества просто нет перспектив.

- Обществу важно видеть, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, региона, поселка и каждого гражданина. Насколько, на ваш взгляд, возможно достичь этого в Ивановской области?

- Как глава региона я делаю всё возможное, чтобы у нас было именно так: чтобы власть не была закрытой кастой, чтобы ее решения были прозрачными и не принимались, предварительно не получив широкой общественной поддержки. Конечно, проблемы здесь есть. И решить их в одночасье не получится.
У чиновников зачастую есть склонность к кулуарности, к тому, чтобы, отвечая на животрепещущий вопрос, беспокоящий людей, отделаться формальной «бумажкой». Но мы эту ситуацию меняем. Чиновники, не желающие и не умеющие общаться с людьми, тем более ощущающие свое превосходство над обычными гражданами, очень скоро почувствуют, что в региональных властных структурах им делать нечего. То же самое, разумеется, касается и муниципального уровня.
Если назвать конкретные шаги, то это и прямое общение областного руководства с гражданами в социальных сетях, и онлайн-трансляции заседаний регионального правительства, областной думы, и процедура «нулевого чтения» проекта бюджета, и открытие во всех районах и городах общественных приемных губернатора. При главе региона действует ряд экспертных советов.

Земские соборы близки нашему менталитету

- Сегодня государство само создало ряд структур, которые говорят от имени гражданского общества, например, общественные палаты. В какой-то мере это связано с тем, что механизмы реального участия гражданина в государственном управлении у нас еще не отработаны. Но насколько власть сегодня готова поддержать общественные инициативы, идущие снизу?

- Во-первых, не соглашусь с тем, что общественная палата – какое-то искусственное образование. Сегодня она занимает и отстаивает принципиальную позицию по целому ряду вопросов: по детским садам, по ситуации в сфере ЖКХ, по развитию предпринимательства – дает очень глубокие экспертные оценки, с которыми просто нельзя не считаться. Да, безусловно, региональная власть принимает участие в обеспечении деятельности палаты, но это организационная и финансовая поддержка, а не влияние на принятие решений.
Что касается готовности власти поддержать инициативы, идущие снизу, лично я к этому готов. Только давайте разделять некие аморфные претензии к власти, взятые наобум, и конкретные предложения, четко сформулированные и донесенные в подобающей, корректной форме. Как показывает практика, именно инициативы, идущие снизу, то есть от общественности, дают наиболее качественные результаты.

- В этой связи какую оценку вы дали бы такому общественному движению, как Ивановский земский собор?

- Скажу так, это был первый блин, и он не получился комом. Сама идея – всем миром решать насущные вопросы – она нам, нашему менталитету весьма близка. Я бы назвал это вечевым началом. Опять же, это была инициатива снизу, проявленная на сходах в ряде муниципалитетов области, можно сказать, в глубинке. Конечно, можно спорить о том, что земский собор подменяет собой уже существующие структуры, но я скажу так: полезно всё, что способствует налаживанию, повышению качества диалога власти и общества.

- А какими вам видятся перспективы развития ТОСов?

- Безусловно, региональная власть отдает себе отчет в том, что развитие территориального общественного самоуправления способствует воспитанию гражданского самосознания, организации конструктивного сотрудничества жителей с местной властью, преодолению пассивности, потребительских и иждивенческих настроений. Поэтому мы рекомендуем внедрять такую форму организации населения в практику муниципалитетов. Другое дело, что мы этот процесс не форсируем, поскольку инициатива здесь должна исходить снизу.
ТОС – это механизм, позволяющий жителям осознать себя хозяевами в доме, в микрорайоне. Ежегодно при поддержке правительства проводится конкурс на звание лучшего руководителя территориального общественного самоуправления области. Развитие данной формы организации граждан стимулируется. В то же время активность населения по созданию ТОСов нельзя не признать достаточно низкой. Полагаю, ситуация может измениться уже в ближайшем будущем.

Границ для самовыражения сегодня нет

- Еще Платон говорил о том, что каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям. Вы имеете опыт самореализации и в Советском Союзе, и в современной России. В какой из этих систем заложено больше возможностей для раскрытия личностью своего потенциала?

- Скажу так: настоящая личность пробьет себе дорогу всегда. В то же время создание условий для полноценной реализации каждым гражданином своего потенциала – одна из главных задач любого нормального государства. Если же сравнивать две системы, то не могу не отметить, что в СССР существовал более-менее определенный шаблон относительно того, каким должен быть советский человек. Сегодня такого четкого шаблона нет. А отсутствие жестких рамок – это, безусловно, возможность для более свободного самовыражения, быть индивидуальностью. Впрочем, не являюсь сторонником самовыражения, не стесненного вообще ничем. Как говорили классики, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

- Что является основным препятствием для реализации общественных инициатив в сфере государственно-частного партнерства?

- С точки зрения регионального законодательства таких препятствий нет. Пожалуй, главная задача в том, чтобы накопить позитивный опыт, некий набор удачных примеров государственно-частного партнерства в ивановском регионе. И далее, когда все убедятся, что это возможно и это работает, дело пойдет лучше.
Каждая из общественных организаций по кирпичику выкладывает фундамент морально здорового общества. Таких организаций в регионе сегодня более 1400 – профсоюзных, культурно-национальных, женских, молодежных, спортивных, ветеранских, волонтерских. Рассматриваю их как наших прямых соратников. Мы будем проводить осознанную политику по усилению финансовой поддержки наиболее активных социально ориентированных некоммерческих организаций.

- Какими вы видите перспективы развития гражданского общества в Ивановской области?

- Серьезнейшей проблемой считаю общественную пассивность многих людей. По итогам проведенного нашей общественной палатой социологического исследования выяснилось, что 70% населения региона не участвуют в деятельности институтов гражданского общества. Безусловно, такая цифра заставляет задуматься.
Важно отдавать себе отчет в том, что реформы, направленные на улучшение жизни граждан, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а человек остается наедине со своими проблемами.
В своих выступлениях глава государства неоднократно подчеркивал, что современной России необходима широкая общественная дискуссия. Актуальна и функция контроля власти, которую выполняют институты гражданского общества. И если мы будем двигаться в направлении реализации этих целей, то у гражданского общества перспективы как минимум неплохие.

Ивановская Газета № 206 (27.11.2014) http://ivgazeta.ru/read/16875





Комментарии




Нет комментариев






Чтобы добавить сообщение, пожалуйста зарегистрируйтесь и/или войдите в систему.

Версия для печати
 

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ

8 (4932) 42-43-38

У ВАС ЕСТЬ ВОПРОСЫ???


Противодействие терроризму:

http://scienceport.ru

http://нцпти.рф


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

   ПРИЗНАНИЕ (нострификация) иностранных документов об образовании в России

Работает на: Amiro CMS