|
10 апреля 2013
года в Ивановской областной научной библиотеке прошла публичная лекция доктора исторических наук, профессора Ивановского филиала Института управления (г.
Архангельск) А. А. Федотова «Формирование
гражданского общества в современной России в контексте общих проблем
глобализации ХХ – начала ХХІ века».
Лектор говорил
о том, что сегодня существуют как минимум два полностью противоположных взгляда
на сущность гражданского общества. Проблема его строительства в современной
России заключается в том, что разные люди вкладывают в этот термин разную
смысловую нагрузку. Сегодня многие видят в гражданском обществе лишь инструмент
в борьбе отдельного человека против государства, в защите его прав и свобод,
при этом важнейшим считается экономическое благополучие. А подлинное
гражданское общество – это объединение ответственных людей, которые думают и о своих обязанностях, а не только о
правах, и умеют мыслить шире частных меркантильных интересов. Если так будут
мыслить все, то само государство будет восприниматься не как противник
гражданского общества, а как один из его институтов.
Для
современной России во многом актуальными являются идеи гражданского общества,
существовавшие в Византийской империи и допетровской России. «Чем большей
властью облечен человек, тем большей добродетелью он должен отличаться… На
должности чиновников следует ставить прежде всего людей нравственно
совершенных, а если таких нет, то по крайней мере справедливых», – писал
Константинопольский Патриарх Святитель Фотий, переживший в своей жизни гонения
от носителей высшей государственной власти. В России существовало осознание
каждой из общественных групп своих обязанностей перед страной, начиная от главы
государства, воспринимавшего свое положение, как служение народу.
И совсем иным
воспринимается опыт западных демократий, который привел в итоге к империализму
и разным формам тоталитаризма. Для
понимания того, что происходило с Россией в 20 веке необходимо знать о
международной обстановке в рассматриваемый период. Крайними проявлениями попыток создания всемирного государства в 20 веке
явились нацистская Германия, и попытка мировой социалистической революции,
увенчавшаяся победой в ряде стран, в первую очередь, в СССР. В сущности, обе попытки, являются
подтверждением диалектического принципа о единстве и борьбе противоположностей
и представляют собой две стороны одной медали. И в том и в другом случае мы
можем видеть порабощение основных масс народа, истребление несогласных, с
конечной целью создания всемирного «идеального» государства. Но у медали, как
ни парадоксально, есть и третья грань – это современные глобализационные
процессы, осуществляемые под эгидой США, которые Майкл Хардт и Антонио Негри в
своей весьма интересной монографии назвали «империей». Развитию империализма (в том числе коммунистических империалистических
проектов) сопутствуют кризисы и катастрофы: две мировые войны, революции и
гражданские войны, локальные военные конфликты, экономические кризисы, в том
числе такого масштаба, как Великая депрессия, разрушение традиционного
общества, стирание в массовом сознании граней между добром и злом.
Неудивительно, что многие из тех, кто живет в эпоху развивающегося империализма, живет в ожидании последнего кризиса – конца
мировой истории. Свидетельство тому и регулярно объявляемые, а затем «переносимые» даты
«конца света» различными религиозными сектами, как околохристианскими, так и
черпающими свои откровения в пророчествах Нострадамуса и календаре индейцев майя. Однако,
ожидающие «всеобщего конца света», зачастую не задумываются о том, как он уже
совершается в их душе. В этой связи особенно актуально звучат следующие слова
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ужас и холод Апокалипсиса
прикасаются в первую очередь к нашим сердцам — там начинается трагедия. Но если
мы будем способны противостоять злу внутри самих себя и вокруг себя, то Господь
будет вновь приклонять к нам милость, как Он приклонял ее на протяжении всей
истории человеческого рода, давая людям возможность изменить себя и мир к
лучшему». Как бы ни пытались некоторые это отрицать, в каком государстве мы
живем, каков мир вокруг нас, зависит во многом от каждого гражданина, каждого
человека. Сегодня в России,
несмотря ни на что, много людей, которым небезразлична судьба страны,
существуют достаточно большие возможности для частной инициативы. От каждого человека в какой-то мере зависит,
будет ли то гражданское общество, которое он строит своей жизнью, обществом
саморазрушения или обществом созидания; будет его целью борьба с властью или
создание ситуации, когда само государство – естественный институт гражданского
общества. Очень легко критиковать, но крайне сложно сделать что-то настоящее и
доброе. Если человек найдет себе такое дело, которым будет жить, то на
недовольство времени не останется. Изменившись сам, он увидит, как изменился
мир вокруг. Открыл
мероприятие директор Центральной универсальной научной библиотеки В.Е. Кашаев. На
лекции присутствовали представители ивановской научной и культурной общественности,
студенты Ивановского автотранспортного колледжа. После ее окончания А. А.
Федотову был задан ряд вопросов, многие из присутствующих высказали свое
видение проблемы. Среди них можно отметить директора Института развития
человека Е.В. Шелкопляса, доктора исторических наук, профессора Ивановского
государственного химико-технологического университета А.Д. Егорова, доцента
Ивановского государственного политехнического университета В.А. Бархоткина,
главного библиотекаря Ивановской областной научной библиотеки А.В. Оглоблина.
Активное участие в обсуждении приняли и
преподаватели Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск)
- заведующий кафедрой гуманитарных и общих дисциплин, доктор филологических
наук, профессор В.П. Океанский, кандидат философских наук, доцент А.Р. Царев;
много лет преподававшие в Ивановском филиале Н.А. Бородин, В.Г. Орлов.
|