|
О
перспективах развития негосударственного образования в России
Как
бы сегодня не пытались некоторые круги свести всю систему российского высшего
профессионального образования к тестам и компетенциям, показателем качества
подготовки выпускника вуза является не только и не столько умение подобно
роботу выдавать жестко структурированную информацию и выполнять строго заданные
операции. Ничуть не менее важным для человека с высшим образованием является
развитие его личности, умение аналитически мыслить, творчески подходить к
решению возникающих проблем.
В
современной России имеются, как государственные, так и негосударственные вузы.
Негосударственное высшее образование появилось в России в 1990-е годы, на волне
демократических преобразований в стране. Поэтому можно сказать, что оно еще
находится в стадии становления. Частные университеты США имеют на порядок более
древнюю историю – например, Гарвардский появился в 17 веке, Стэнфордский и
Массачусетский технологический университет – в 19 веке. О том, какого уровня
достигли эти учебные заведения сейчас, широко известно.
Как
отмечал два года назад на слушаниях в Общественной палате РФ ректор «Высщей школы
экономики» Я. И. Кузьминов, «изначально негосударственные вузы задумывались для
людей, которые «выламывались» из рамок системы, предполагалось, что они будут
делать что-то полезное, новое и инновационное. Но получилось все по-другому: не
госсектору в условиях отсутствия финансирования пришлось тратить деньги не на
науку и инновации, а на оплату налогов, покупку зданий. Сейчас
негосударственные вузы - это высшее образование для бедных. Потому что хорошие
бюджетные места получают дети из богатых семей, которые, кстати, не всегда
хорошо учатся. Студенты из бедных семей вытесняются в негосударственный сектор.
Но не госвузы выдержали, купили здания, собрали библиотеки и создали
собственные коллективы. Вам нужно использовать тот потенциал, который у вас
есть. У вас работают и учатся, у вас гибкое, модульное образование. Университеты,
которые собрались здесь, могут создать конкуренцию для госвузов. Если не брать
в расчет ведущие вузы России, то негосударственные университеты ничем не
отличаются от основной массы государственных».
В
качестве примера, иллюстрирующего утверждение Я.И. Кузьминова, я хотел бы
привести Институт управления (г. Архангельск). Он появился благодаря неутомимой
энергии, вере в свои начинания президента института А.Н. Ежова. На сегодняшний
день институт имеет филиалы в городах: Волгоград, Иваново, Ярославль,
Ханты-Мансийск, Северодвинск, Вельск.
Основатель
института А.Н. Ежов – человек, умеющий видеть цели и достигать их, решать стоящие
перед ним задачи. Он состоялся и как ученый (доктор экономических наук,
профессор, почетный работник науки и техники РФ, обладатель множества почетных
российских и международных ученых степеней, званий); и как организатор науки и
образования, о чем было сказано выше, и как писатель (член Союза писателей и
Союза журналистов России, автор поэтических сборников, отмеченных российскими и
международными поэтическими премиями); и как спортсмен, десятки из достижений
которого в экстремальных видах спорта (поднятие гирь в особо сложных условиях)
вошли в Книгу рекордов Гиннеса. Он дважды награждался Президентом России… И при
этом сохранил доступность и человечность, готовность поддерживать других в
раскрытии их творческого потенциала, даже если их сфера интересов и не
совпадает с интересами самого А.Н. Ежова. Очень многим людям, связанным с
институтом, им была оказана реальная помощь на их жизненном пути.
В
настоящее время в Ивановском филиале института управления по юридическим,
экономическим и управленческим направлениям подготовки обучаются около 1000
студентов и слушателей, высшее профессиональное образование в нем получили
свыше 2000 человек. Помимо учебной работы филиал активно занимается наукой - в
год проходит до трех международных научных и научно-практических конференций,
издаются научный журнал «На пути к гражданскому обществу» и научный ежегодник
«Власть и гражданское общество», работает научный центр по проблемам взаимодействия
власти и гражданского общества.
Профессорско-преподавательский
состав филиала активно участвует в научной и общественной жизни региона. Среди
его представителей – члены Комиссии по научно-исследовательской работе Совета
ректоров вузов Ивановской области, диссертационных сове-тов,
консультативно-экспертной комиссии Ивановской областной Думы по вопросам
содействия развитию институтов гражданского общества, экспертного совета при
Уполномоченном по правам человека по Ивановской области, творческих союзов.
Как
отмечал в одной из своих программных статей Президент России В.В. Путин,
«взрывной рост образовательных потребностей продолжается: в следующем поколении
(15-25 лет) впору говорить о всеобщем высшем образовании - его получает или
стремится получить более 80 процентов юношей и девушек. Мы вступаем в новую
социальную реальность. «Образовательная революция» кардинально меняет сам облик
российского общества и российской экономики. Даже если в настоящий момент нашей
экономике и не нужно столько работников с высшим образованием - назад вернуться
уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики
и рынка труда - экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем
образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место.
Основной вызов России - мы должны научиться использовать «образовательный
драйв» молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и
его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения
экономического роста и устойчивого развития страны. Более образованные люди -
это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности,
асоциального поведения, более рациональный выбор. Всё это уже - само по себе -
создаёт благоприятный фон для нашего будущего»
Какими
будут через сто лет негосударственные вузы современной России, сохранятся ли
они? На этот вопрос ответит лишь время. Но уже сейчас они уверенно заняли свою
нишу в образовательном и культурном пространстве страны. Среди них есть и
«однодневки», которые ставят своей целью получение прибыли и дают
некачественное образование. Но есть и те, которые реализовывают масштабные
образовательные, научные, культурные и спортивные проекты, приобретают известность
далеко за пределами России.
А.А. Федотов, доктор исторических наук, заместитель директора по НИР, профессор Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск)
|