Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Включить версию для слабовидящих

Ивановский филиал ЧОУ ВО "Институт управления"  







ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Статистика



 

Не зарегистрирован


Подписаться
Вход
Забыли пароль?
Регистрация

 








Архив новостей

26.12.14   Перспективы развития гражданского общества - тема беседы губернатора Павла Алексеевича Конькова с д.и.н., профессором А.А. Федотовым

Лучшие результаты дают инициативы, идущие снизу

Руководство области старается общаться с гражданами напрямую.

В одном из своих выступлений Президент Владимир Путин сказал: «Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита, включая, разумеется, и оппозицию с собственной идеологией, ценностями, а не навязанными тем более из-за рубежа».

Как свидетельствует история России, именно в регионах зарождаются многие начинания, имеющие важность для всей страны. Какими перспективы развития гражданского общества видит региональная власть? Это стало темой разговора губернатора Павла Конькова с доктором исторических наук, профессором Ивановского филиала Института управления Алексеем Федотовым, который мы предлагаем нашим читателям.

Чиновники, не умеющие общаться с людьми, будут искать другую работу

- Павел Алексеевич, сегодня в России существуют два диаметрально противоположных взгляда на саму сущность гражданского общества. Одни считают, что это объединения граждан, борющихся против власти за свои права, другие – что оно объединяет людей, которые думают не только о своих правах, но и об обязанностях, готовых не протестами, а созидательной деятельностью менять реальность вокруг себя. Какой из взглядов ближе вам?

- Полагаю, истина, как всегда, где-то посередине. Если исключить борьбу за свои права, возможность каких-то критических выступлений, то так можно выхолостить саму суть гражданской активности. Ибо где со всех сторон звучит «одобрям-с», там гражданского общества просто-напросто нет. С другой стороны, критика ради критики также сводит на нет смысл гражданских инициатив и объединений. Разумеется, мы взяли курс на развитие гражданского общества именно по той причине, что оно может стать важным фактором созидания, развития страны и ее регионов. Поэтому, безусловно, именно созидательная деятельность, идущая не по указке сверху, а по велению души и сердца, – вот та основа, без которой у гражданского общества просто нет перспектив.

- Обществу важно видеть, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, региона, поселка и каждого гражданина. Насколько, на ваш взгляд, возможно достичь этого в Ивановской области?

- Как глава региона я делаю всё возможное, чтобы у нас было именно так: чтобы власть не была закрытой кастой, чтобы ее решения были прозрачными и не принимались, предварительно не получив широкой общественной поддержки. Конечно, проблемы здесь есть. И решить их в одночасье не получится.
У чиновников зачастую есть склонность к кулуарности, к тому, чтобы, отвечая на животрепещущий вопрос, беспокоящий людей, отделаться формальной «бумажкой». Но мы эту ситуацию меняем. Чиновники, не желающие и не умеющие общаться с людьми, тем более ощущающие свое превосходство над обычными гражданами, очень скоро почувствуют, что в региональных властных структурах им делать нечего. То же самое, разумеется, касается и муниципального уровня.
Если назвать конкретные шаги, то это и прямое общение областного руководства с гражданами в социальных сетях, и онлайн-трансляции заседаний регионального правительства, областной думы, и процедура «нулевого чтения» проекта бюджета, и открытие во всех районах и городах общественных приемных губернатора. При главе региона действует ряд экспертных советов.

Земские соборы близки нашему менталитету

- Сегодня государство само создало ряд структур, которые говорят от имени гражданского общества, например, общественные палаты. В какой-то мере это связано с тем, что механизмы реального участия гражданина в государственном управлении у нас еще не отработаны. Но насколько власть сегодня готова поддержать общественные инициативы, идущие снизу?

- Во-первых, не соглашусь с тем, что общественная палата – какое-то искусственное образование. Сегодня она занимает и отстаивает принципиальную позицию по целому ряду вопросов: по детским садам, по ситуации в сфере ЖКХ, по развитию предпринимательства – дает очень глубокие экспертные оценки, с которыми просто нельзя не считаться. Да, безусловно, региональная власть принимает участие в обеспечении деятельности палаты, но это организационная и финансовая поддержка, а не влияние на принятие решений.
Что касается готовности власти поддержать инициативы, идущие снизу, лично я к этому готов. Только давайте разделять некие аморфные претензии к власти, взятые наобум, и конкретные предложения, четко сформулированные и донесенные в подобающей, корректной форме. Как показывает практика, именно инициативы, идущие снизу, то есть от общественности, дают наиболее качественные результаты.

- В этой связи какую оценку вы дали бы такому общественному движению, как Ивановский земский собор?

- Скажу так, это был первый блин, и он не получился комом. Сама идея – всем миром решать насущные вопросы – она нам, нашему менталитету весьма близка. Я бы назвал это вечевым началом. Опять же, это была инициатива снизу, проявленная на сходах в ряде муниципалитетов области, можно сказать, в глубинке. Конечно, можно спорить о том, что земский собор подменяет собой уже существующие структуры, но я скажу так: полезно всё, что способствует налаживанию, повышению качества диалога власти и общества.

- А какими вам видятся перспективы развития ТОСов?

- Безусловно, региональная власть отдает себе отчет в том, что развитие территориального общественного самоуправления способствует воспитанию гражданского самосознания, организации конструктивного сотрудничества жителей с местной властью, преодолению пассивности, потребительских и иждивенческих настроений. Поэтому мы рекомендуем внедрять такую форму организации населения в практику муниципалитетов. Другое дело, что мы этот процесс не форсируем, поскольку инициатива здесь должна исходить снизу.
ТОС – это механизм, позволяющий жителям осознать себя хозяевами в доме, в микрорайоне. Ежегодно при поддержке правительства проводится конкурс на звание лучшего руководителя территориального общественного самоуправления области. Развитие данной формы организации граждан стимулируется. В то же время активность населения по созданию ТОСов нельзя не признать достаточно низкой. Полагаю, ситуация может измениться уже в ближайшем будущем.

Границ для самовыражения сегодня нет

- Еще Платон говорил о том, что каждый гражданин должен играть свою роль в обществе согласно своим личным способностям. Вы имеете опыт самореализации и в Советском Союзе, и в современной России. В какой из этих систем заложено больше возможностей для раскрытия личностью своего потенциала?

- Скажу так: настоящая личность пробьет себе дорогу всегда. В то же время создание условий для полноценной реализации каждым гражданином своего потенциала – одна из главных задач любого нормального государства. Если же сравнивать две системы, то не могу не отметить, что в СССР существовал более-менее определенный шаблон относительно того, каким должен быть советский человек. Сегодня такого четкого шаблона нет. А отсутствие жестких рамок – это, безусловно, возможность для более свободного самовыражения, быть индивидуальностью. Впрочем, не являюсь сторонником самовыражения, не стесненного вообще ничем. Как говорили классики, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

- Что является основным препятствием для реализации общественных инициатив в сфере государственно-частного партнерства?

- С точки зрения регионального законодательства таких препятствий нет. Пожалуй, главная задача в том, чтобы накопить позитивный опыт, некий набор удачных примеров государственно-частного партнерства в ивановском регионе. И далее, когда все убедятся, что это возможно и это работает, дело пойдет лучше.
Каждая из общественных организаций по кирпичику выкладывает фундамент морально здорового общества. Таких организаций в регионе сегодня более 1400 – профсоюзных, культурно-национальных, женских, молодежных, спортивных, ветеранских, волонтерских. Рассматриваю их как наших прямых соратников. Мы будем проводить осознанную политику по усилению финансовой поддержки наиболее активных социально ориентированных некоммерческих организаций.

- Какими вы видите перспективы развития гражданского общества в Ивановской области?

- Серьезнейшей проблемой считаю общественную пассивность многих людей. По итогам проведенного нашей общественной палатой социологического исследования выяснилось, что 70% населения региона не участвуют в деятельности институтов гражданского общества. Безусловно, такая цифра заставляет задуматься.
Важно отдавать себе отчет в том, что реформы, направленные на улучшение жизни граждан, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а человек остается наедине со своими проблемами.
В своих выступлениях глава государства неоднократно подчеркивал, что современной России необходима широкая общественная дискуссия. Актуальна и функция контроля власти, которую выполняют институты гражданского общества. И если мы будем двигаться в направлении реализации этих целей, то у гражданского общества перспективы как минимум неплохие.

Ивановская Газета № 206 (27.11.2014) http://ivgazeta.ru/read/16875




Список новостей

Работает на: Amiro CMS